В финал второго тура конкурса на создание памятника Виктору Цою вышли три работы. Окончательного победителя должен будет выбрать Градсовет. Несмотря на то, что выдающихся произведений среди представленных работ не было, разочарования конкурс никому не принес. По мнению писателя Александра Житинского, возглавляющего жюри, победившим в первом туре авторам удалось создать портрет «настоящего Цоя» - такого, каким он был на самом деле. Судьи, далекие от творчества группы «Кино», сочли конкурс благим начинанием. В любом случае – появилась надежда, что в Петербурге наконец-то возродится искусство малых архитектурных форм.
Условия авторам были поставлены жесткие – фигура музыканта должна быть выполнена в полный рост (высота около 2-х метров), обязательно портретное сходство. Памятник необходимо вписать в контекст, поэтому оценивалась не только работа скульптора, но и архитектурная подача. По утвержденной членами жюри концепции, необходимо было одновременно подчеркнуть простоту Цоя, показать, что он – «один из нас», и передать весь масштаб звездной славы человека-легенды.
На конкурс было представлено семнадцать работ. Восемнадцатая, которую в курилке непочтительно окрестили «звезда рока в позе балерины», выставлялась вне конкурса. В памяти настойчиво всплывали неуместные образы – гитара, долгое время украшавшая могилу Высоцкого, кленовые листья, которые каждую осень приносят на Смоленское кладбище к могиле Блока, и табличка с цитатой из его стихотворения, прикрученная к дереву, простая гладкая плита с надписью «Олег Даль»…
Бесчисленные головы Цоя с шевелюрой а-ля Есенин и устремленным в звездную даль взглядом, явно заимствованным с советских плакатов, наполняли выставочный зал. Сами памятники тоже не отличались разнообразием – музыкант либо стоял в позе красноармейца, давшего клятву «буржуй не пройдет», либо производил манипуляции с гитарой. Тему «звезды по имени Солнце» обыграли сразу три автора – надпись на каменной плите за спиной Цоя, изображение Солнца (тоже на каменной плите и тоже за спиной) и круг с протуберанцами (по-видимому, символизирующий появление сверхновой звезды), внутри которого помещался все тот же музыкант с гитарой. «Вроде много работ, а кажется, что две-три», - обменивались впечатлениями посетители.
Были и более оригинальные трактовки. Например, по одной из версий, памятник должен состоять из двух фигур – Цоя сидящего (белые ангельские крылья за спиной достают до земли) и Цоя стоящего (заключительные кадры фильма «Игла»). «Если кто-нибудь дотянется до ладони музыканта, то он может поставить туда свечку. И блики пламени на лице создадут дополнительный эффект», - сообщал автор в пояснительной записке и напоминал, что именно таков Цой - с пламенем в руке – в финале «Иглы».
Еще один памятник представлял из себя сложную композицию – стена, гладкая с одной стороны (ее украшают только надпись «Кино» и прорезь для монет), с другой – на стене висит телефон, а под ним притулился Цой с прижатой к уху телефонной трубкой. Не обошлось без гитары – она прислонена к стене сбоку. Из пояснительной записки следует, что «Цой был простой парень, он жил рядом. Ему можно было позвонить по телефону и услышать его голос».
Авторы-победители выделялись на общем фоне, во-первых, искренностью, во-вторых, безусловным художественным вкусом и чувством меры. Цой Светланы Серебряковой обходится без гитары и не принимает звездных поз – он просто задумчиво бредет куда-то, слегка ссутулившись и опустив голову. И только переброшенный за спину пиджак, развеваясь по ветру, напоминает крыло. «Я специально изобразила его двадцатилетним, – пояснила автор корреспонденту «Фонтанки». – Мне хотелось показать, каким он был до того, как начался его звездный период». Но, по мнению жюри, у этой работы имеется очень большой недостаток – «избыточное архитектурное решение», иными словами – скамейки и система парковых дорожек, расположенные вокруг памятника амфитеатром, занимают слишком много места.
Архитекторам, входящим в состав жюри, понравилась сложная и довольно необычная композиция памятника Юрия Фирсова. Остальные отнеслись к предложенному решению с некоторым сомнением. «Памятник очень красивый, конечно, - заметил Александр Житинский. – Хотя Цой здесь какой-то немного слишком «звездный». «Но вообще-то он бывал и таким», - тут же признал писатель. «Таким он и остался», - прокомментировал это замечание скульптор.
Композиция работы Алексея Ничепорчука проста – Цой (без гитары) стоит на небольшом гранитном валуне. Но… «Всем нам, кто знал Виктора лично, эта работа понравилась больше всего, - объяснил Житинский. – Здесь он больше всего похож на самого себя». Впрочем, решающее слово остается за Градсоветом, а именно архитекторы оценили этот вариант не очень высоко.
Хотя по-настоящему интересных работ было мало, и организаторы, и члены жюри итогами конкурса остались довольны. «Второй тур прошел намного лучше, чем первый, –поделился своими впечатлениями Александр Житинский. – И мы поставили более жесткие условия, и участники подтянулись». «Есть работы хорошие, есть, скажем так, не очень, - поддержал его архитектор Святослав Гайкович, тоже входивший в состав жюри. – Но хорошо, что такой конкурс вообще был организован. Желательно было бы, чтоб они проводились как можно чаще».
Напомним, идея увековечить в Петербурге память Цоя впервые была высказана в мае 2008-го года. Тогда родители рок-музыканта написали письмо Валентине Матвиенко, в котором говорили, что «до настоящего времени яркая творческая личность и культовый образ трагически погибшего Виктора Цоя для современного общества и в том числе молодого поколения являются не только общеизвестными и признанными, но и обладают признаками российского культурного наследия, безусловно подлежащего сохранению».
Практически сразу появилась и инициативная группа, в нее вошли режиссер фильма «Игла» Рашид Нугманов, писатель Александр Житинский, арт-директор клуба «Камчатка» Сергей Фирсов, первый директор группы «Кино» Юрий Белишкин и другие. Был объявлен первый тур конкурса проектов будущего памятника, на него были представлены 34 работы. Жюри, в состав которого вошли родители музыканта, представители комитета по культуре, скульпторы и архитекторы, а также Александр Житинский, Юрий Белишкин и реставратор, восстановивший памятник Цою на Богословском кладбище, Дмитрий Цветков.
К февралю 2010 года фонд «Памяти Виктора Цоя» совместно с комитетом по культуре определил место установки будущего памятника – на проспекте Ветеранов, неподалеку от дома 99, где проживал музыкант. Изготовят его на средства меценатов. Сначала планировалось установить его к 21 июня 2010 года, но организаторы не уложились в сроки. Едва ли появится он и в этом году. Мать Виктора его уже не увидит – Валентина Васильевна Цой скончалась 28 ноября 2009 года.
Кира Обухова,
Фонтанка.ру